портал о модных и интересных местах, событиях и людях Воронежа и области

На части большого острова порешили построить внушительных размеров каменный магазин флота «Цейхгауз». Здесь же спешно возводился целый комплекс нужных флоту производств: фонарная мастерская; кузница для изготовления медных котлов (вероятнее всего, для судовых камбузов); большая мастерская для пошива парусов; кузнечный сарай для оковки пушечных лафетов и при нем оружейная мастерская; пильная ветряная мельница и при ней мастерской двор; два амбара для артиллерийских припасов; пушечный двор; двор кожевенного дела; канатный сарай и при нем прядильщиков 12 дворов.
Самый южный из островов был определен под Адмиралтейскую верфь Воронежа. Здесь прямо на лугу были устроены стапели, где на протяжении 9 лет (1697-1705 гг.), а возможно, и до 1711 года, корабелы царя Петра строили самые крупные, самые лучшие корабли Азовского флота.
Материальное снабжение островного кораблестроительного комплекса осуществлялось в основном водным путем, баржами, бударами, ластовыми судами, лодками и прочими плавсредствами. Снабжение Адмиралтейского двора было налажено еще и при помощи деревянного моста, возможно раздвижного, связывающего Двор с городским берегом.
А где же были размещены многочисленные верфи частных «кумпанств» Воронежа? Им были отведены территории городской береговой полосы, и они растянулись от Чернавской балки до створ Стрелецкой балки, и даже уходили под пригородную слободу Чижовку.
Вытянувшись вдоль береговой полосы, верфи «кумпанств» потянули за собой устройство многочисленных складских и производственных построек, за ними, как следствие, обязательно пролегла дорога, а за дорогой по склонам прибрежных холмов стали возникать жилые поселения - слободки, заселенные мастеровыми людьми.
На подоле под слободой Чижовкой был построен завод. Он изготавливал помпы - ручные корабельные насосы, при помощи которых команды могли откачивать воду, скапливающуюся в трюмах. Здесь же работали две верфи: на одной строились бомбардирские суда, на другой — малые вспомогательные суда будущего большого флота.
Вероятнее всего, под той же Чижовкой с 1698 года спешно строился и «Запасный двор» - продовольственный склад, рассчитанный на снабжение корабельных экипажей флота общей численностью в 20 тысяч человек.
«Запасный двор» представлял собой внушительный комплекс складских построек: амбаров, сараев, погребов, навесов и производственных строении, предназначавшихся для длительного хранения и переработки складируемого продовольствия.
Воистину героическими усилиями русского народа за кратчайшие сроки ранее ничем особым не приметный город Воронеж вдруг превратился в крупнейшую судостроительную верфь, давшую России первый военный флот.
Всего комментариев: 0